Бичан Виолетта Сергеевна - Персональный сайт педагога
Пособие для родителей «Экскурсия – как средство ознакомления детей с природой»(На территории детского сада)Сегодня проведу экскурсию по территории нашего детского сада. - Друзья, сегодня к нам в группу принесли письмо. От кого – неизвестно. Но мы можем понять, если внимательно послушаем загадку: Она приходит с ласкою И со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. Дети: Это весна! - Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. - Но прежде, чем мы начнём экскурсию, давайте вспомним правила поведения на природе. (Ответы детей.) - Что вы знаете о весне? (Ответы детей.) (Весна – это время года, которое наступает после зимы. У весны – 3 месяца: март, апрель, май. Весной оживает и просыпается вся природа.) - Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? 1. Грач на горе – весна на дворе. 2. Весна красна цветами, а осень пирогами. 3. Весна да осень – на дню погод восемь. 4. Март – с водой; апрель – с травой; май – с цветами. 5. Пришла весна, так уж не до сна. - Во время нашей экскурсии будут остановки. И первая из них – «Неживая природа». - Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в неживой природе с приходом весны? (потеплело, растаял снег) - Какая сегодня погода? (ответы детей) - Какое небо весной? (голубое, высокое) - Если на нем облака? А вы знаете из чего состоят облака? (из мельчайших капелек воды) - А какие виды облаков вы знаете? (кучевые, перистые, слоистые) - Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте и скажите, на что они похожи? - Друзья, а есть ли сегодня солнышко? - Какое оно весеннее солнце? (яркое, лучистое, приятное, …..) - А чем отличается весеннее солнышко от зимнего? (Зимой солнце не грело землю, а только освещало её, заходило оно рано, вставало поздно. Поэтому дни были короткими, а ночи – длинными. Сейчас солнышко поднимается выше над горизонтом, отдаёт больше лучей на землю, поэтому земля успевает прогреться. Дни стали длиннее.) - А как мы можем проверить, что солнце не только ярче светит, но и греет? (можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза) - Попробуем это сделать. - А есть ли сегодня ветер? Как вы определили? (ответы детей) - А если есть ветер, то как можно сказать о погоде? (ветреная) - А есть ли сегодня осадки? Какие осадки выпадают весной? (ранней весной может идти снег, дождь) - Что происходит весной с почвой? (почва оттаивает, в ней накопилось много влаги от снега) - Вот видите, сколько признаков весны мы выделили в неживой природе! Отправляемся дальше…. - Вторая остановка: «Мир первоцветов». - Ещё кое-где лежит снег, вы тепло одеты, а в нашем саду уже появились первые цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «12 месяцев». Разве это не чудо? Эти цветы поднялись из-под снега, навстречу жизни. (Подснежник) - Почему его так называют (ответы детей) - Какие первоцветы мы знаем? (пролески, примула, крокусы, весенник, мускари, др.) - Один мудрец сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку – она умерла И тогда я понял, что прикоснуться К красоте можно лишь сердцем.» - Как вы думаете, почему я прочла эти строки? (ответы детей) - Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Мяч бросай – весенний цветок называй». - Ещё на территории нашего сада растут и лекарственные растения. Давайте пройдем дальше и рассмотрим их. (мелисса, подорожник, одуванчик, барвинок, чистотел, мята, куст шиповника) - Почему их называют лекарственными? (они обладают лечебными свойствами) Продвигаемся дальше по территории детского сада. Следующая остановка «Деревья и кустарники». - Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья и кустарники растут на территории детского сада? (платан, клен, береза, ель, сосна, калина, сирень, шиповник, …..) - Назовите хвойные деревья? (ответы детей) - Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева одни большой ствол и высокий, а у куста – много стволовых веток и низкий) - Посмотрите на деревья и кустарники. Скажите, что происходит с ними весной? (набухают почки, у хвойных – меняется цвет коры, хвои. Начинается сокодвижение) - Ребята, а скажите, когда деревья и кустарники ещё не покрылись листвой, как же вы их отличаете друг от друга? (по коре, по стволу, по ветвям, .) - Предлагаю поиграть в игру «Раз-два, три…. К названному …. «Беги!» - Я вижу, вы настоящие знатоки природы. И это очень хорошо. Ведь человек не может жить отдельно от природы. Мы свами часть природы. - Сегодня предлагаю вам подойти к дереву, которое является негосударственным символом нашей России и растёт по всей территории нашей Родины. Послушайте загадку: Она весну встречает, Серёжки надевает, Накинута на спинку Зеленая косынка, А платьице в полоску. Узнаешь ты …. (Берёзку) Предлагаю подойти к берёзке. - А как называют берёзу в народе? (белоствольная). - Какими ласковыми словами можно назвать берёзу? (кудрявая, стройная, высокая, лёгкая …) - Обращаю ваше внимание на то, что о берёзе сложено много стихотворений, песен. Это самое красивое дерево! - Послушайте стихотворение русского поэта А. Прокофьева: Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную, В зелёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, с зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится, И гнётся, - но не ломится. - А знаете ли вы, что на берёзке 2 раза в год вырастают серёжки? - В серёжках находятся семена. Первые серёжки появляются в апреле. Это цветы берёзы. А осенью появляются другие серёжки. Это уже плоды, в которых находятся семена. - Мы можем взять лупы и рассмотреть семена. (Семена маленькие и у них есть крылышки и поэтому ветру очень легко их разносить) И если такое семечко упадёт на землю, то из него вырастит новая берёзка! - Сколько деревьев может вырасти из семян? (много) - Вот видите, какая добрая, щедрая берёзка. - Мы прощаемся с берёзкой и движемся дальше ….. - Следующая наша остановка: «Пернатые друзья». Остановимся у кормушек птиц. - Для чего люди изготовляют кормушки? (ответы детей) - Какие птицы прилетают к кормушке в течении всей зимы? (воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы, ….) - Какие это птицы? (зимующие) - А сейчас нужно подкармливать птиц? (Да. Ещё мало корма, насекомых) - Весна – время возвращения перелётных птиц. - Каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.) - Какие птицы прилетают раньше всех? Их называют «вестники весны». Детская игра «Хлопни в ладоши, если увидел перелётную птицу». (иллюстрации птиц) - Чем заняты птицы весной? - Зачем строят гнёзда? - Из чего? - Где? (в дупле, на деревьях, кустах, под крышей) - Можно ли разорят гнёзда? (Нет. Потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.) - Они разносят семена ягод, трав, цветов, трав по земле. - Радуют нас своим пением. - Вот и подходит к концу наша весенняя прогулка по нашему саду … - Обратите внимание, на одной из веточек калины висит посылочка от весны. Давайте её найдём … (Весна награждает всех эмблемами «Юные защитники природы») - А как мы будем защищать нашу природу? (ответы детей) - А в завершении нашей экскурсии предлагаю посадить цветы на клумбе детского сада. Пусть радуют всех красотой. (Дети совместно со взрослыми сажают цветы на клумбах.) 10 июня 2022 в 09:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.